Игорь Новгородов подсказал начать новую тему обсуждения о Балашовской Ж.Д. В этом форуме можно начинать новые темы о станциях,направлениях, путях и их истории.
Извиняюсь за бестактность перед Игорем, но я посчитал нужным удалить и перенести его вопросы и сообщения сюда.
Игорь Новгородов написал....
Я недавно случайно заинтересовался железнодорожной историей города. И узнал что в этой истории есть много интересных моментов. Интересных тем для обсуждения обнаружилось много.
1. Как известно, в Балашов практически одновременно(с разницей всего в несколько лет) пришли две протяженные железные дороги, Тамбов-Камышин и Харьков-Пенза, и Балашов практически с самого начала своей железнодорожной истории стал узлом на 4 направления и остался узлом на 4 направления до наших дней. Это само по себе довольно редкая ситуация, обычно до революции на развитие узла до 4 направлений уходило довольно много времени. Интересно было бы узнать точную хронологию и принадлежность железных дорог в период до конца 19 века. Первой линией как я понимаю была транзитная линия Тамбов-Камышин. На момент начала строительства эта линия вероятно относилась ещё к Тамбово-Саратовской дороге. Хотя к завершению строительства верояно уже была создана объединённая Рязано-Уральская дорога. Следующим проектом была линия Харьков-Балашов(забавным памятником которой стола название станции Харьков-Балашовский). Кому принадлежала линия на начало строительства, не совсем понятно(верояно это был проект Воронежско-Ростовской дороги). Но к окончанию строительства линии уже была создана объединённая Юго-Восточная дорога. Последним проектом стала линия Балашов-Пенза, на момент постройки Таволжанка-Пенза. Эта линия была проектом Разано-Уральской дороги. Таким образом примерно в 1895 Балашов стал передаточной станцией с объединённой Разано-Уральской дороги на объединённую Юго-Восточную дорогу. И это продолжалось около 40 лет до начала глобальной перекройки 30х годов. Главная станция Балашова находилась на линии Тамбов-Камышин, линия Харьков-Балашов привязывалась к уже существующей станции.
2. Ликвидация линии Таволжанка-Пады и замена ёё на линию Хопёр-Пады. Интересно, в каком именно году это произошло(как я понял примерно в начале 30х). Также интересны конкретные причины такого переноса линий. Вероятных причин много: нехватка пропускной способности участка Таволжанка-Хопёр(как я понимаю он всегда был и остаётся однопутным), проблемы с содержанием пути на участке Таволжанка-Пады или желание ускорить транзитные поезда направления Ртищево-Поворино. Поэтому интересна точная причина. Также интересно почему примыкание сделали первоначально в Таволжанке, а не около Балашова. Как я понимаю это было связано с тем что через Хопёр был только один однопутный мости сделать примыкание собственно в Балошове было невозможно. Поэтому решили минимизировать строительную длину линии на Ртищево и сделали примыкание в Таволжанке. Но при этом усиления линии на перегонах Хопёр-Пинеровка-Таволжанка не было, это был однопутный перегон с однопутным мостом через Хопёр.
3. История Балашовского треугольника. Современное состояние хорошо известно. Треугольник сделан на станции Балашов-Пассажирский(бывшая Хопёр), станции Балашов-1(бывшая Балашов) и посту 463 км. Причем линия пост 463км-Балашов-1 однопутная электрифицировыанная, а остальные две линии двухпутные электрифицированные. Но вот по истории появления этой конфигурации вопросов много. По Балашов-1 всё примерно ясно, он сохранился на своём месте с момента постройки. Посто 463 км как я понимаю появился примерно во времена электрификации. То того станцией примыкания была Зорька, ныне остановочный пункт. От Зорьки рядом шли две однопутные линии на Балашов и Хопёр, которые разделялись в том месте где сейчас пост 463км. Ну а на момент постройки треугольника вообще не было, от Зорьки шла линия только на Балашов-1. Самый сложный вопрос по станции Хопёр. Как я понимая на момент открытия движения этой станции вообще не было. Станция появилась только после смены линии Таволжанка-Пады на Хопёр-Пады. Тогда же и была построена соединительная линия Хопёр-Зорька.
То есть после прихода железных дорог в Балашов треугольника не было. Были примыкание в Таволжанке(линия на Ртищево Рязано-Уральской дороги) и в Балашове-1(линия на Поворино Юго-Восточной дороги), причём оба примыкания были со стороны Тамбова(то есть на направлении Ртищево-Пенза была обязательна смена направления движения).
Затем построили станцию Хопёр, перенесли линию Таволжанка-Пады и сделали соединительную линию на Зорьку(первоначально это верояно был грузовой обход Балашова). Станция Хопёр стало узлом Х-образной схемы. Тогда же сделали второй путь на участке Хопёр - Балашов-1.
И наконец после постройки вторых путей на участке Ртищево-Поворино станцию Зорька превратили в остановочный пункт а примыкание сделали на посту 463 км. Электрификацию главного хода провели вероятно примерно одновременно со строительством вторых путей, после этого и возникла современная схема.
4. История дореволюционного взаимодействия Юго-Восточной и Рязано-Уральской дороги. Как я понимаю примыкание было в Балашове-1, при это своей станции в Балашове у Юго-Восточной-дороги не было. В Балашове с самого начала было локомотивное депо, но они принадлежало Рязано-Уральской дороги. Поэтому интересно что известно о схеме станции Балашов-1 дореволюционных времен. Были ли у Юго-Восточной дороги свои погрузочные пути, свои группы путей, своё оборотное депо, своё водоснбжение. Или с момента постройки была ситуция совместного использования узловой станции двумя дорогами.
5. Мост через Хопёр. Первоначально был один однопутный мост на перегоне Балашов-Пинеровка. Затем появилась станция Хопер и мост вероятно вошёл в границу станции(две однопутные линии объединялись в одну до моста). Потом были построены два новых однопутных моста. Мосты остались в границе станции, так как однопутная линия из Тамбова примыкала к двухпутному главному ходу до мостов.
- Подпись автора
.
За каждой вещью в мире нам слаще гнаться, чем иметь ее. (Уильям Шекспир)