все самое интересное и неизвестное..))
Легенды и тайны нашего края.
Сообщений 1 страница 20 из 20
Поделиться22014-03-08 22:08:16
ну, начнем с самого известного..))
Поделиться32014-03-08 22:09:36
Подгорное – село в Романовском районе.
География
Село располагается на востоке района в 9 километрах от Романовки и в 223 километрах от Саратова. Координаты: +51°49'39", +42°48'12" (G|Y|W). Река Карай делит Подгорное на две равные части, также в селе есть несколько прудов и озёр, на юге и севере находятся лесные массивы. В окрестностях села имеются залежи глины и торфа. Ближайшие железнодорожные станции – Таволжанка и Романовка на Тамбовско-Балашовской ветке. Из районного центра в село ходит рейсовый автобус.
История
Местность, на которой расположено современное село, была освоена ещё древними народами. Свидетельствуют об этом многочисленные находки, сделанные археологами вблизи Подгорного. Самые ранние – неолитическая стоянка возле озера Разнобрычка1. Другие относятся к финно-угорской городецкой культуре и первому тысячелетию до нашей эры, обнаружены они были на Дурникинском городище на горе Богатырке, впервые описанном П. С. Рыковым в 1930 году2. В 2011 году исследователями в районе Разнобрычки и Богатырки был найден железный серп II–III веков, свидетельствующий о том, что местные протославянские племена занимались земледелием1.
Русское казённое село Дурникино было основано в 1774 году3 бывшими жителями Романовки. Поселились они изначально в Каменном броде. Из-за того, что неудачно выбранное место сильно затоплялось весной, крестьяне переселились немного дальше на Карай и обосновались на обоих его берегах. Левобережная часть получила название Дурникино по Дурному озеру, на котором она находится. Правобережная была названа Кислым, также по близлежащему озеру, отличавшемуся, как и Дурное, плохим качеством воды4. В 1859 году в Дурникине (Кислом) насчитывалось 608 дворов, 2618 мужчин и 2633 женщины. Недалеко от села проходил Алабуховско-Еланский торговый тракт5. Главными праздниками у дурникинских крестьян были церковные, в день Преполовения Святой Пятидесятницы и на Вознесение Господне совершался крестный ход. Крещение отмечалось купанием в ледяном Карае, на котором изо льда умельцами вырубался алтарь, а также устанавливалась карусель. Существовала в Дурникине и традиция кулачных боёв, сохранявшаяся до 30-х годов XX века.
Легенды
Рядом с Подгорным имеется небольшая гора, с которой связан целый ряд местных легенд. Называется она Богатырка, и, согласно преданию, на ней в прошлом находился стан разбойников, выслеживавших с высоты проезжавших по близлежащей дороге путников. В горе имелась пещера, в которой складывали награбленное. Предводителем бандитов был атаман Кудеяр – татарин необыкновенной силы и зверовидной наружности. Эта легенда почти один в один повторяет бытующую в селе Лох Новобурасского района, где также имеется гора с пещерой, на которой обитал отряд разбойника Кудеяра. К сожалению, народная молва умалчивает о периоде времени, в которое промышляла дурникинская шайка, а также о том, кто и когда её разогнал. Данная легенда и сегодня привлекает в село кладоискателей. С поиском сокровищ связаны мистические истории и поверия, появившиеся после исчезновения Кудеяра. Согласно одному из них, сокровища на Богатырке спрятаны в подвале за железной дверью, которая открывается только когда цветёт папортник. Тех, кому посчастливилось попасть в подземелье, гостеприимно встречает бородатый старик. Поколениями передаётся рассказ о цыгане, попавшем в сокровищницу и вернувшемся за второй шапкой золота, после чего дверь захлопнулась, а богатства, которые он успел вынести, превратились в черепки, так как "во вторые руки они не даются". Цыган же и по сей день охраняет подвал вместо исчезнувшего старика. Страх перед потусторонними силами, охраняющими клад, прослеживается и ещё в одном суеверии кладоискателей, предостерегающем любопытных о всаднике с ружьем и плетью на белом коне, который появляется из страшного вихря и сечёт копателей плетью, и лишь выдержавшим пытку может достаться сокровище. Весной 1904 года в Дурникине действительно был найден клад серебряных монет. Удача улыбнулась бедному крестьянину Гавриле Фонову, копавшему картошку. Причём жена Фонова утверждала, что, собирая монеты, она на мгновение оглянулась назад, после чего оставшиеся в земле монеты исчезли.
Отредактировано Спартак (2014-03-08 22:37:26)
Поделиться42014-03-08 22:12:14
Алмазово – село в Балашовском районе.
География
Село находится в окружении холмов и живописных хвойных лесов на правом берегу Хопра у западной границы района в 15 километрах от Балашова и в 212 километрах от Саратова. Координаты: +51°33'24", +42°55'58" (G|Y|W). Ближайшая железнодорожная станция находится в соседней Пинеровке, откуда в село ведёт единственная асфальтированная дорога. С районным центром Алмазово связано рейсовым автобусом. В окрестностях села расположен Алмазовский природный заказник, на территории которого обитают бобры, выхухоль, лоси и олени1.
История
Русское владельческое село Алмазов-Яр было основано в первой половине XVIII века2 (по другим данным в 1793 году1) помещиком Засецким, переселившим на это место своих крепостных крестьян из Нижегородской, Новгородской, Черниговской и Ярославской губерний2. По фамилии первого помещика село также было известно как Русское Засецкое. Располагалось оно к северу от Саратовско-Воронежского почтового тракта, по данным переписи населения 1859 года мужчин в селе насчитывалось 512, женщин – 517, дворов – 125. Имелись православная церковь и овчарня3. За селом располагалось имение Устиновых, к которым местные угодия и крестьяне перешли от Засецкого. После крестьянской реформы жители села организовались в одно крестьянское общество. В составе Балашовского уезда Саратовской губернии Алмазов-Яр был центром Алмазовской волости. В 1910 году здесь в 308 домохозяйствах проживали 942 мужчины и 913 женщин, имелись две церкви, земская и церковно-приходская школы. Земли у крестьян было 1514 десятин (примерно поровну надельной и купленной). Сеяли преимущественно рожь, овёс и подсолнечник, а также просо. Лошадь имелась у каждой семьи, коров насчитывалось 268 особей, гулевого скота – 136, свиней и овец – 1597. В каждом втором хозяйстве пользовались железным плугом, что говорит о сравнительно неплохом достатке в селе4.
Легенды
В селе бытует легенда, связанная с названием Алмазово. Появилось оно, вероятнее всего, вместе с его основанием и дано по существовавшему тогда поблизости озеру с прозрачной и глубокой водой. Согласно преданию, которое современные жители помнят лишь в общих чертах, вырос населённый пункт из-под воды со дна озера, как град Китеж, только наоборот6.
Отредактировано Спартак (2014-03-08 22:51:17)
Поделиться52014-03-08 22:25:31
Кудеярова пещера – ландшафтный и историко-культурный памятник природы в Новобурасском районе.
География
Горы, пещера и река, входящие в этот популярный среди туристов комплексный природный памятник, находятся на севере села Лох. Координаты: +52°9'12", +45°51'14" (G|Y|W). Речка Соколка (исток и верхнее течение) разделяет комплекс на две части: на западе (правый берег) располагается Марунова гора, на востоке (левый берег) – горы Караульная (с юга) и Кудеярова с одноимённой пещерой (с севера). Горы, высота которых достигает ста метров от основания, покрыты лесами, для рельефа местности (общая площадь 5505 гектаров) характерны глубокие ущелья и овраги, что объясняется активными неотектоническими процессами, происходившими здесь в прошлом. В центре ландшафта находится Симов родник. Сама Кудеярова пещера в настоящее время большей частью завалена, какие-либо закономерности, опровергающие её природное происхождение, отсутствуют.
История
Гора, её история и название связаны с именем полумифического атамана Кудеяра, обитавшего в этих местах со своей шайкой на рубеже XVI и XVII веков. Первое упоминание в краеведческой литературе датировано 1848 годом, опубликовано оно было А. Ф. Леопольдовым в "Историческом очерке Саратовского края". В 1890 году А. Н. Минх издал довольно подробное изложение легенды о Кудеяровой горе (с рисунком), записанное со слов старожилов села Лох. Первые находки попали в саратовский музей в 1891 году: полистанская монета 761 года и турецкая 1223 года. Исследовавший пещеру Г. П. Свецков также видел на стенах вделанные в них большие кольца. С момента обнаружения первых "сокровищ" горы на всей территории регулярно проводились различные исследования, крупнейшие из которых датированы 1975, 1979 и 1990 годами. Также на Кудеярову гору многократно наведывались кладоискатели-любители. Однако, никакие серьёзные находки до настоящего времени так и не были сделаны, а сотрудники НИИ Геологии СГУ в отчётах о раскопках вынесли разочаровывающий приговор: никаких археологических материалов, подтверждающих наличие культурного слоя от древнего поселения, не обнаружено.
Легенды
В отсутствии реальных доказательств существования на горе стана разбойников место это окутано множеством легенд. Необходимо сразу отметить два важных факта, ставящих соответствие этих сказаний с реальностью под большое сомнение. Во-первых, бытуют они среди жителей села Лох, заселённого при этом значительно позже событий описываемой эпохи. Во-вторых, связанные с Кудеяром места и подобные легенды существуют и в других регионах страны, так что связь между ними и их достоверность проследить достаточно сложно. Вполне вероятно, что легенда в Лох была принесена первопоселенцами как раз из их прошлых мест обитания. Главный, пожалуй, повод, дающий основания всерьёз искать подтверждения реальности банды Кудеяра, или как минимум объясняющий, почему легенда прижилась, заключается в следующем: нижнее Поволжье на начало правления Петра I было местом обитания кочевников и бандитов, именно как сторожевая слобода было заложено и село Лох. Грабили разбойники в XVII веке преимущественно караваны кораблей на Волге, которая от горы прилично удалена. Тем не менее, густые, необитаемые леса были вполне логичным местом размещения безопасного схорона.
Главная и старейшая легенда является жизнеописанием Кудеяра и его приспешников. По двум основным версиям происхождения Кудеяра он был либо татарином, либо изгнанным младшим братом Ивана Грозного. Само имя имеет тюркские корни и образовано от персидского "худи" (бог) и "яр" (друг, любимый). Жили бандиты Кудеяра в пещере, где хранили награбленное. На вершину выходил лаз, через который из подземелий выпускался дым (засыпан в последней четверти XIX века для безопасности особо любопытствовавших). На соседней Караульной горе, как следует из названия, банда выставляла часовых, живших в землянках и звонивших в колокол при опасности. В конце Майорова дола, в котором проистекает Соколка, находились кузницы. Ближайшим соратником атамана был Сим, по одной из версий спасший Кудеяра в детстве от расправы Ивана Грозного. Поспорив с Кудеяром, что он перепрыгнет на коне с одной горы на другую, Сим разбился насмерть, а появившийся на этом месте родник с тех пор носит его имя. Вскоре после этого несчастья случилось у Кудеяра ещё одно горе: захворала и умерла жена Настя. Похоронили её в богато украшенном гробу, который впоследствии будоражил воображение многих кладоискателей. После этих потрясений Кудеяр раскаялся и возвратился в христианство. Банду он распустил, а в пещере обустроил церковь, где до конца своих дней отмаливал грехи (эта информация, возможно, вполне реальна, так как в пещерах очень часто поселялись религиозные отшельники; вероятно, одного такого затворника народная молва со временем отождествила с Кудеяром).
Беседка у подножия горы Кудеяра
Про огромный клад разбойников существует поверие, что хранится он в пещере за железными дверями, золотой ключ к которым лежит в Симовом роднике. Достать его сможет лишь тот, кто вычерпает родник, или найдёт некое мифическое Ужиное озеро. Согласно ещё одной версии, зарыты сокровища в трёх погребах на Маруновой горе. Несмотря на многочисленные поиски (в том числе по распространявшимся мошенниками фиктивным картам), никаких кладов в окрестностях горы пока не найдено.
Характерным для подобного цикла легенд является и наличие "свидетельств" бессмертия главного героя, которого не посчастливилось встретить разным незадачливым безымянным персонажам. Так, один лоховчанин как-то заблудился в горных лесах и увидел в темноте землянку. В ней он встретил древнего старика, который представился Кудеяром. Огромная птица сидела у него на голове и остервенело дробила несчастному клювом затылок. Старец поведал селянину, что таково его наказание за разбои – вечно сторожить здесь награбленное, питаться краюхой хлеба и страдать от птицы. Фигурируют в народных поверьях и призраки землянок Караульной горы, которые якобы появлялись засыпанные богатствами на Пасху, а всех, кто осмеливался в них входить, ждала погибель.
Сохранилось также одно весьма интересное предание, противоречащее изложенным выше легендам и историческим фактам. Пересказанное жительницей Лоха, оно утверждает, что жену Кудеяра на самом деле звали Людмилой, и своего мужа она пережила, родив вскоре после его смерти дочь. С ней, а также с частью шайки, Людмила осела близ гор, основав тем самым село. Действительно ли сегодняшние лоховчане являются прямыми потомками Кудеяра, проверить не представляется возможным.
Отредактировано Спартак (2014-03-09 01:17:04)
Поделиться62014-03-08 22:33:12
Чириково – село в Турковском районе.
География
Село располагается в восточной части района на живописном холме у Хопра в 14 километрах от Турков и 197 километрах от Саратова. Координаты: +52°6'1", +43°16'43" (G|Y|W). Асфальтированные улицы в Чирикове отсутствуют, от трассы из районного центра в Перевесинку к селу ведёт полевая дорога, что сильно ограничивает связь с внешним миром. В половодье через село ручьями стекают потоки талой воды в Хопёр.
История
Село было основано в первой половине XVIII века при родниках, благодаря чему получило название Ключи. Первыми помещиками были Енгалычевы и Кожевниковы, известные своим хорошим отношением к крестьянам. Во время Пугачёвского бунта их не тронули, при том что восставшие казнили целый ряд помещиков окрестных сёл и деревень. В XIX веке за селом закрепилось название Чириково. По наиболее распространённой версии Чириково в XVIII веке было самостоятельным селом, основанным на пожалованных императрицей Елизаветой прославленному мореплавателю А. И. Чирикову землях. Прихопёрские угодия были дарованы также И. Ф. Елагину, участвовавшему вместе с Чириковым во Второй Камчатской экспедиции. Исходя из этих фактов, а также из того, что Чириков скончался в 1748 году, можно определить дату основания села: это 1741–1747 годы. Со временем Чириково и Ключи объединились в один населённый пункт. Супруги Енгалычевы к середине XIX века выстроили в селе православную церковь, после их смерти земли и имение, находившееся в центре Чирикова, перешли к помещице Бутыркиной. Усадьба Кожевниковых с двухэтажным барским домом и парком располагалась чуть в стороне. При ней также работали крупорушка и водяная мельница, для которой были запружены ручьи. В качестве последних землевладельцев села помимо Бутыркиной упоминаются помещицы Болдырева и Мантурова. На момент отмены крепостного права в Чирикове насчитывалось 32 двора, 130 мужчин и 133 женщины. Административно село с одним сельским обществом относилось к Боцманово-Ивановской волости Балашовского уезда Саратовской губернии, на западе пролегала дорога из Балашова в Кирсанов. На момент открытия церковно-приходской школы в 1874 году грамотных в селе было лишь два человека, один из которых был писарем. Уже через два года из-за отъезда учителя в Турки школа закрылась и была возрождена в 1881 году помещиком Кожевниковым, который для неё расширил за счёт пристройки церковную сторожку и закупил все необходимые принадлежности. В 1892 году в Чирикове случился сильный пожар, уничтоживший или повредивший почти все постройки в селе. Усадьбу Енгалычевых в 1896 году купили врач В. Д. Ченыкаев и его родственница М. Н. Обухова. Здесь в 1897 году они открыли бесплатную земскую школу для крестьянских детей, которых помимо обучения кормили и снабжали одеждой, а на Рождество для них устраивали праздничную ёлку. Поместье Кожевниковых было сожжено во время крестьянских волнений 1905–1907 годов. 18 июля 1905 года на дороге из Чирикова в Боцманово было совершено покушение на саратовского губернатора П. А. Столыпина (выстрелы бунтовщиков не достигли цели). В 1910 году в Чирикове проживали 214 мужчин и 203 женщины, всего 71 домохозяйство. Посевов за селом считалось 382 десятины, на которых возделывали рожь, овёс, подсолнечник и просо. Крестьяне держали 85 лошадей, 68 коров и 496 голов мелкого и гулевого скота. На Хопре имелась пристань, к которой буксировались баржи с зерном для помола на чириковской мельнице и отправлялись дальше с мукой в Турки, Аркадак и Балашов. Имелись при Чирикове также пасека и фруктовые сады.
Легенды
Главная легенда села связана со временами крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Из поколения в поколение передаётся предание о том, что мятежные наместники братья Ивановы, покидая свою ставку в Чирикове, не увезли награбленное с собой, а спрятали его в гроте (или пещере) в Каменном овраге. При этом богатства были рассортированы на золотые и серебряные, свалены в две лодки и подвешены в них на цепях. Вход в сокровищницу был затем завален большим камнем. Впоследствии этот клад неоднократно пытались найти, но все попытки оставались тщетными.
Ещё одна мистическая история была записана во второй половине XIX века со слов ивановского помещика И. А. Салова. Согласно ей, однажды в постоялый двор возле Чирикова зашёл благообразный седой старик-прасол (торговец скотом). Гость попросил сидельца двора налить ему четверть вина и, осушив её залпом, сказал, что денег заплатить не может, но взамен вознаградит его. Сиделец доверился старику и спросил, какой скот он перегоняет. Тот ответил, что мелкий, и вышел вон. Последовавший за ним сиделец увидел уходящего старика и бежавшее за ним стадо мышей и крыс. В эту ночь с постоялого двора навсегда исчезли все грызуны. Вскоре после этого случая сиделец пошёл к обедне в село и поставил свечку Николаю Чудотворцу. Подняв глаза на образ святого, он вдруг увидел лицо старика-прасола, а на подсвечнике откуда ни возьмись лежали деньги за четверть вина. Стоит отметить, что подобные легенды о волшебных избавителях от мышей и крыс в давние времена были распространены в российской сельской местности, символизируя чудесное избавление от вредителей там, где обычные человеческие методы не помогали.
Достопримечательности
Сохранившаяся в Чирикове каменная церковь с колокольней была построена в 1843 году тщанием местного землевладельца князя Василия Васильевича Енгалычева и его супруги Евдокии Фёдоровны. Главный престол храма был освящён во имя иконы Казанской Божией Матери, имелся также отапливаемый придел преподобной мученицы Евдокии. Рядом с церковью впоследствии была возведена часовня-усыпальница Енгалычевых, освящённая во имя священномученика Василия Херсонского. Причт Казанского храма состоял из священника и псаломщика, живших в церковном и общественном домах соответственно. При советской власти храм был закрыт и подвергся разорению, но больших разрушений избежал. В 1990-е годы предпринималась попытка возродить и отреставрировать храм, однако из-за слишком немногочисленного прихода полноценная реконструкция так и не была проведена. Сегодня церковь продолжает пребывать в заброшенном состоянии.
Помимо храма определённый интерес представляет расположенный под холмом святой источник, над которым установлена небольшая деревянная часовня и образована открытая купель.
Отредактировано Спартак (2014-03-08 22:49:51)
Поделиться72014-03-08 22:35:27
Урицкое – село в Лысогорском районе.
География
Село располагается в центральной части района в 75 километрах от Саратова и в 14 километрах от Лысых Гор, где также находится ближайшая железнодорожная станция. Координаты: +51°25'30", +44°56'3" (G|Y|W). Через село протекает небольшая речка Чивка, впадающая чуть западнее Урицкого в Медведицу. Также к юго-западу от села в пойме Медведицы находится озеро Лещёво. С районным центром и федеральной автотрассой М6 Урицкое связано асфальтированной дорогой и рейсовыми автобусами.
История
Согласно народному преданию, первые беглые крестьяне поселились в окрестностях современного Урицкого в 1677 году. Местность сначала у озера Лещёва, а затем у берега Медведицы оказалось неблагоприятной для посевов, и лишь с четвёртой попытки поселенцы всё же нашли подходящее место для нового села. Официально же в 1691 году Пётр I пожаловал эти земли своему дяде Льву Кирилловичу Нарышкину1, который завещал их своей третьей дочери Марии. По всей видимости, крестьяне оставались свободными до середины 1720-х годов, затем после брака помещицы с генерал-майором Ф. И. Голицыным их закрепостили, а само село получило название Голицыно2. В XIX веке земли и крестьяне были поделены между тремя помещиками: Устиновым, Куткиным и Меркуловым3. На момент отмены крепостного права в Голицыно, через которое проходил просёлочный тракт из 1-го стана в Камышин, в 173 дворах проживали 589 мужчин и 654 женщины, имелась православная церковь, по которой село также называли Покровским4. Жители занимались в основном земледелием (в том числе выращиванием картофеля), ремёслами и кустарным производством (шубы, валенки, зеркала, мебель, корзиноплетение), охотой и рыбной ловлей (благо окрестные леса были населены живностью, а Медведица и Чивка полноводны и богаты рыбой), в селе действовали маслобойка, крупорушка, кирпичный завод, несколько кузниц и пасек1. По данным 1911 года Голицыно, являвшееся волостным центром в составе Аткарского уезда Саратовской губернии, насчитывало три сельских общества, 330 домохозяйств и 1956 человек. Имелись церковь, фельдшерско-акушерский пункт и земская школа3, въехавшая в 1912 году в специально построенное здание1. Голицынская ежегодная ярмарка проводилась с 1-го по 3 октября. Земли (преимущественно надельной) у крестьян было 1839 десятин, которые засеивали рожью, а также овсом, просом, подсолнечником и пшеницей. Рабочего скота на все три общества насчитывалось 339 голов, молочного – 385, гулевого – 192, мелкого – 24523.
С приходом Советской власти в конце 1918 года встал вопрос о переименовании села, княжеский и церковный варианты названия которого не вписывались в новый социально-политический контекст. Решением Голицынского Волисполкома депутатов селу было дано имя Урицкое в честь убитого 30 августа того же года революционера Моисея Соломоновича Урицкого. Также в период коллективизации его именем был назван и созданный в селе колхоз. Местную школу в 1939 году преобразовали в среднюю, однако в 1942 году из-за начавшейся войны закрыли и затем возродили в качестве семилетки. 131 из 163 жителей Урицкого, ушедших на фронт, не вернулся обратно1. В начале 1950-х годов началась разработка нефтегазовых месторождений в районе села, а с 1956 года – их промышленное использование5. В 1980-х годах в селе снимался художественный фильм о поволжском селе "Хлеб – имя существительное" по мотивам рассказов саратовского писателя М. Н. Алексеева.
Легенды
В Урицком с XIX века бытует легенда, согласно которой у барина Куткина, чьё сельское общество было самым бедным, в усадьбе имелся полный сокровищ подвал. После того, как его дворовой И. Макаров обнаружил богатства и попытался их украсть, он был убит, а вход в тайник был засыпан и замаскирован. В 1909 году крестьяне предприняли попытку найти клад, но безуспешно. После обнаружения склепа возле церкви в 1980-х годах новые искатели сокровищ пытались рыть возле храма, но всё так же безрезультатно. Третьим возможным местом нахождения богатств Куткина является старый вяз, который, однако, до наших дней не сохранился. Потомки дворового Макарова, к слову, были раскулачены с приходом Советской власти1.
До наших дней также сохранилось предание о разбойнике Голяеве, промышлявшем в окрестностях села в 1807–1812 годах. Местные жители считали его колдуном, способным заговаривать ружья и сабли, и оборотнем, превращавшимся в разных животных. Согласно поверию, бандит не раз улетал "ясным соколом" из-под носа своих преследователей7.
Достопримечательности
Церковь в селе имелась почти с самого его основания. Первое деревянное здание простояло полвека, и в 1779 году его сменило новое, также из дерева1. В 1840 году тщанием помещика Михаила Адриановича Устинова вместо обветшавшего старого был построен каменный однопрестольный храм, освящённый (как и исторический) в честь Покрова Божией Матери. Штат причта состоял из священника и двух псаломщиков, дома для которых были церковные8. Советской властью храм был закрыт в 1930 году и превращён в склад зерна. Причтовый дом заняла контора колхоза, церковную конюшню перестроили под дом культуры. Возвращение храма верующим состоялось в начале 1990-х годов1. Реставрация здания продолжается и в настоящее время.
Также в Урицком установлен небольшой мемориальный обелиск в память о погибших в боях против немецко-фашистских захватчиков односельчанах.
Поделиться82014-03-08 22:39:39
Утёс Степана Разина – участок обрывистого берега Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей.
География
Утёс находится в 5 километрах к югу от села Белогорское, координаты: +50°36'30", +45°39'30" (G|Y|W). Берег Волгоградского водохранилища в этом районе возвышается на 35–40 метров. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 миллионов лет. Нижний слой образуют кварцево-глауконитовые пески сеноманского яруса возрастом 100 миллионов лет. Утёс разбит пополам глубоким "Невольничьим" ("Тюрьминским", "Дурманным") оврагом, с юга граничит с Дурман-горой, высота которой достигает 186,2 метра. В районе утёса также известны четыре старообрядческих пещеры: "Старая I", "Старая II", "Лисья" и "Майская", продолжительностью от 600 до 800 метров (вероятно, до обвалов имелась единая система соединённых друг с другом тоннелей). Утёс является самой северной точкой природного парка "Щербаковский", на территории которого также находятся связанные с именем Степана Разина бугры "Ураков" и "Настин".
Утёс Степана Разина имеет научное историко-культурное значение, официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.
История
Доподлинно известно, что район утёса был освоен уже в Бронзовом веке. Следы более поздних поселений относятся ко временам Большой Орды и народного восстания под предводительством Степана Разина. Предположительно, в военном лагере, располагавшемся на вершине утёса, жил и командовал сам легендарный атаман, лично выслеживал и грабил купеческие корабли, проплывавшие мимо по Волге, а захваченных пленников бросал в заточение в "Тюрьминский" овраг. Также существует предание, что именно в этом месте Разин утопил персидскую княжну.
Из-за того, что мятежное войско прошло вдоль Волги до Саратова, среди жителей разных прибрежных сёл утёсами (буграми) Степана Разина называли разные участки берега, от Щербаковки на юге до Нижней Банновки на севере. Это послужило причиной расхождений в путеводителях и записях путешественников. Место, очень похожее на утёс, первыми описали художники Григорий и Никанор Чернецовы в 1838 году. Через год исследователем А. Леопольдовым под названием Курган Стеньки Разина было описано другое место, находившееся немного южнее и называвшееся в народе "Раковой" горой. Небольшую заметку про бугор Стеньки Разина оставил и Тарас Шевченко, видевший его с борта корабля. В 1861 году основателями Саратовского художественного музея Николаем и Алексеем Боголюбовыми в труде "Волга от Твери до Астрахани" Бугром Степана Разина было названо место, находившееся севернее всех предыдущих описаний. Первая фотография утёса была сделана нижегородским фотографом М. Дмитриевым в 1894 году. В начале XX века в путеводителе "Спутник по реке Волге и ее притокам Каме и Оке" была опубликована карта с точным указанием местоположения утёса и Дурман-горы.
Одна из первых официальных научных экспедиций на Утёс Степана Разина была организована в 1907 году. Краеведами было исследовано городище, возникновение которого приписывалось ко временам крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина. Обнаруженные предметы, прежде всего монета, чеканившаяся в царствование Алексея Михайловича Романова, подтвердили возраст городища. В 1960-х годах на утесе проводились археологические раскопки под руководством профессора исторического факультета Саратовского университета И. В. Синицына. Были обнаружены культурные слои эпохи Бронзового века, периода татаро-монгольского ига и новые доказательства пребывания в этих местах отрядов Степана Разина.
Легенды
При отсутствии прямых доказательств как самого пребывания Степана Разина в окрестностях утёса, так и связанных с этим событий, за прошедшие с тех времён века в народе сложились самые разные легенды о кладах, якобы зарытых в этих местах, о явлениях призраков и других мистических событиях.
Останки алебастрового завода
В 1859 году в Саратовских Губернских Ведомостях был опубликован рассказ бурлака, который, взобравшись вместе со своим товарищем на утёс, увидел в земле отверстие с дверью. Спустившись в подземелье, они оказались в богато обставленном помещении, посреди которого был установлен окованный тремя железными обручами гроб. В углу комнаты висела икона в осыпанном драгоценными камнями окладе, а вдоль стен стояло множество бочек с золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе, из которого поднялась ожившая Марина Мнишек. Бурлак, обезумев, начал стегать её железными прутьями, а попытавшийся его остановить рассказчик был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой. Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося бурлак вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести. Примечательно, что похожая легенда связана и с находящимся чуть южнее Ураковым бугром. Согласно ей, бурлаки спустились в пещеру монгольского колдуна Газука, где им привиделась восставшая из золотого гроба девушка.
В конце XIX века крестьянином из села Даниловка была рассказана история, переданная ему покойным отцом, участником случившегося. В штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с ребёнком. Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих торгов крестьяне согласились. На середине пути парень приказал своей спутнице выбросить ребёнка за борт. Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был убит веслом быстро среагировавшего рулевого. Спасённая женщина рассказала, что её убитый похититель был разбойником. Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно описывалось место захоронения богатств атамана на Дурманной горе. Разыскивать клад крестьяне отправились на Пасху. После недолгих поисков, помолившись, начали рыть. Однако тут начало происходить необъяснимое: сначала на крестьян ринулось стадо бешеных коров, затем поднялась буря, из которой показались трое разбойников с дубинами, после чего герои рассказа, испугавшись, решили прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было, остались только отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой повозки.
Согласно рассказам жителей окрестных сёл, дух казнённого атамана неоднократно являлся людям в разных обличиях. Одну из таких историй, согласно которой в лесу у Дурман-горы голос Разина слышал немецкий дровосек, записал со слов даниловского крестьянина руководитель экспедиции 1907 года Б. В. Зайковский. Жителем села Щербаковка был пересказан другой загадочный случай, произошедший с его отцом, который видел призрак Степана Разина. На пути в Даниловку в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от приглашения на тёплый ночлег со словами: "Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в мире!".
Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана Разина, учёным удалось разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца XIX века активно искавшие богатства, зарытые атаманом, жаловались на головокружение и ухудшение самочувствия. Происходили и более странные события, из-за чего клады считались заговорёнными и проклятыми. Последняя примечательная история случилась уже в советские времена с остановившимся передохнуть трактористом, работавшим у Дурман-горы. Сквозь сон он услышал, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторилось. В народе также распространена молва о тюремном овраге, где якобы все узники Степана Разина после первой же ночи заболевали. Однако объяснение этим мифам дали исследования геологов, обнаруживших в этих местах электромагнитное излучение – предположительно, наследие находившегося там вулкана.
Поделиться92014-03-08 22:42:42
Слепцовка – село в Татищевском районе.
География
Село расположено в северо-западной части района в 43 километрах от Саратова и 12 километрах от Татищева. Координаты: +51°44'48", +45°28'2" (G|Y|W). Ближайшая железнодорожная станция находится в районном центре, через который также пролегает крупная автотрасса из Саратова в Аткарск. Существовавший в советские годы рейсовый автобус в село ныне отменён. На западе Слепцовки находится лес Долгий, на юге – пруды и Маматова гора, на востоке – лесной массив, в который входят леса Орлиный и Йорданов, урочище и овраг Чичера, а также Кангин сад (ныне заросшая усадьба раскулаченного немца-хуторянина).
История
В окрестностях села найдены остатки поселений и курганные группы срубной культуры, относящиеся примерно к XIV веку до нашей эры. Раскопки и исследования проводятся силами местных школьников, которым удалось найти орудия труда и фрагменты керамики, подтверждающие факт обитаемости этих мест в древние времена1.
Русская владельческая деревня Слепцовка, также Сергиевка, была основана между 1725 и 1745 годами. Первыми жителями были крестьяне, переселённые из Архангельского (Чирчима) Пензенского уезда и деревни Митрофановой Владимирского уезда. Землевладельцы, стоявшие у истоков села, – служилые люди, майор С. Н. Мячков, капитан Н. Я. Гоголев и сержант Л. С. Слепцов, по фамилии которого было дано название. В 1763 году среди помещиков Слепцовки также значились Кашкаровы, Крецмары и Любовцевы2. Сохранились сведения, что в 1770-х годах землями в Слепцовке владел помещик Маматов, убитый во время Пугачёвской крестьянской войны. Представители знатного татарского рода Маматовых действительно были крупными землевладельцами в Аткарском уезде, и, возможно, эта информация соответствует действительности. Крупнейшими же помещиками были Слепцовы, имевшие в селе двухэтажный особняк с погребами, конюшнями и псарней1. В 1859 году в Слепцовке, располагавшейся на просёлочном тракте из Аткарска в Саратов, насчитывалось 150 дворов, 465 мужчин и 508 женщин3. Административно село входило в Кологриво-Слепцовскую волость Аткарского уезда Саратовской губернии. Крестьянских обществ в Слепцовке было восемь: бывшие помещиков Иванова, Митрофанова, Фофанова, Лачинова (самое многочисленное), Куткина, Фон-Берген, Агишева и Федорчукова4. В конце октября мятежного 1905 года слепцовские крестьяне, агитируемые студентами Земледельческого училища Николаевского городка (ныне посёлок Октябрьский городок Татищевского района), самовольно разбирали зерно из амбаров помещиков, несколько усадебных построек бунтовщики сожгли. Беспорядки были прекращены приехавшим через несколько дней отрядом казаков, зачинщики были впоследствии судимы1. В 1910 году в селе было 160 дворов, мужчин – 474, женщин – 480. Надельной земли у крестьян было 784 десятины, арендованной – 430 десятин, купленной – 80. Возделывали в основном пшеницу и рожь, а также овёс, подсолнечник и просо. Рабочего скота держали 193 особи, молочного – 185, гулевого – 164, мелкого – 1310.
Сегодня Слепцовка с населением около 300 человек входит в Идолгское муниципальное образование. Имеются отделения почты и Сбербанка, детский сад, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, коллективное сельхозпредприятие ООО "Слепцовское"5. Дом культуры не работает с 1990-х годов после аварии в системе отопления. Местная школа работала как основная общеобразовательная, затем с 2008 года как филиал 1-й школы Татищево, в 2011 году она была окончательно закрыта с переводом детей в школу соседней Македоновки. Судьба музея, который был создан при школе как краеведческий уголок в 1989 году и располагался с 2003 года на втором этаже детского сада, в настоящее время не определена.
Легенды
Сохранились интересные воспоминания крестьянина о селе начала XX века. В них, в частности, упоминается о помещице Лизе, которая лично порола своих крепостных, а затем и свободных крестьян-задолжников. Также про неё ходили слухи, что она выкармливала щенков грудным молоком крестьянок, привозимых из-под Пензы. Во время народных волнений 1905 года её усадьба была сожжена бунтовщиками. Находилась она на крутом берегу оврага, который и сегодня называется Лизиным1. Из реально существовавших слепцовских землевладельцев на роль зловещей помещицы Лизы могла бы подойти Елизавета Алексеевна Иванова – одинокая женщина, в 1905 году покинувшая село и служившая сестрой милосердия в русско-японской и Первой мировой войнах, а с 1916 года работавшая в Саратовской учёной архивной комиссии2. Вполне возможно, что поверие это возникло именно в революцию 1905 года как провокация для поднятия толпы, что тогда было распространённым явлением (например, по похожему сценарию совершался погром саратовских синагог).
Достопримечательности
В Слепцовке сохранился каменный храм 1835 года постройки, возведённый тщанием помещика Карпова и прихожан. Престол в церкви был во имя Преображения Господня, в прошлом здание также имело колокольню. Штат причта состоял из священника и псаломщика, дома для которых были церковные. Слепцовский приход относился к Первому благочинию Саратовского уезда, в него также входили деревни Любовино и Елховка6. При советской власти в 1930 году (по другим данным в 1923-м) храм был закрыт, частично разрушен (колокольня разобрана в 1944 году) и переоборудован под зернохранилище и склад. К 1990-м годам пришёл в полное запустение. После возрождения храма были восстановлены кладка, окна и двери, в настоящее время реставрация здания продолжается.
В центре села установлен памятник погибшим в боях Великой Отечественной войны землякам, открытый в 1975 году на 30-летие Победы1. Ещё один мемориал открылся в Слепцовке 7 сентября 2012 года к 200-летию Бородинского сражения. Этот памятник, выполненный силами местных жителей, увековечивает память об ополченцах Слепцовки, сражавшихся в Отечественной войне 1812 года7.
Отредактировано Спартак (2014-03-08 22:48:35)
Поделиться102014-03-08 22:45:50
Буданова гора – ландшафтно-ботанический и геологический памятник природы.
География
Находится урочище в Саратовском районе к северо-востоку от Багаевки. Координаты: +51°26'14", +45°47'28" (G|Y|W). В охраняемую зону входят Буданова (Столовая) гора и Багаевский буерак. Гора представляет собой эрозионный останец высотой до 236 метров с плоской вершиной, является наглядным примером формирования рельефа южной части Приволжской возвышенности и взаимосвязи элементов рельефа и геологического строения. На незначительной территории Будановой горы насчитывается 250 видов растений, в том числе копеечник крупноцветковый, оносма волжская, головчатка уральская, молочай волжский, бурачок извилистый, наголоватка паутинистая, гониолимон высокий, тонконог жестколистный, курчавка кустарниковая, эфедра двуколосковая. Некоторые произрастающие на горе виды занесены в Красную книгу Саратовской области, к их числу относятся рябчик русский, касатик низкий, ковыль перистый, адонис волжский, серпуха чертополоховая, астрагал рогоплодный. Животный мир представлен в основном грызунами. Багаевский буерак интересен открывающимися верхнемеловыми отложениями, в частности переслаиванием кремнисто-глинистых алевритов, опок, мергелей, фосфоритовых включений, кварцево-глауконнтовых песков. Среди этих слоёв встречаются ископаемые останки белемнитов, двустворчатых моллюсков, гастро- и брахиоподов, рыб и морских рептилий.
Находящаяся рядом с Саратовом Буданова гора является популярной целью туристов и планеристов, с неё открывается живописный вид на Волгу и окрестности. Весь природный комплекс охраняется государством.
Легенды
С названием горы связана старая легенда, согласно которой в давние времена на вершине устроил обзорный пункт разбойник Будан, грабивший и убивавший направлявшихся в Саратов торговцев и даже нападавший со своей бандой на волжские суда. С начала XIX века началась охота за сокровищами Будана, спрятанными якобы в горе. Сохранялось до того времени и подземелье шайки, считавшееся, однако, проклятым. Согласно преданию, одна отчаявшаяся найти клад разбойника крестьянка решилась попытаться разыскать его в подземелье, не послушавшись суеверных предостережений, и была завалена обрушившимися сводами. С тех пор утрачены и вход в подземелье, и, вероятно, сами сокровища, ни одного следа которых на самой горе так и не было найдено.
Поделиться112014-03-09 13:49:40
УВЕК-Саратов
в Заводском районе Саратова имеется местность, которая называется Увек – по названию одноименного оврага, проходящего в той местности, а также поселка. Название «Увек» пришло к нам из старины и во времена Золотой Орды оно звучало несколько иным образом: «Укек». Так назывался город, основанный еще в 13 веке нашей эры. С древнетюркского языка слово «укек» переводилось как «башня».
Интересно то, что город этот возник сразу же, т.е. он не вырос из какого-то небольшого поселения. Монголы, руками рабов из числа завоеванных ими народов, основали этот город. Укек сразу же стал крупным золоордынским городом, а также ремесленным, торговым сельскохозяйственным центром. Монголы имели такую привычку сразу же строить именно город, а не небольшое поселение. Согласно данным историков, Укек был основан в середине 13 века, а уже в 1262 г. здесь побывал известный венецианский купец Марко Поло. Собственно, именно в его книгах впервые и упоминается Укек.
В 1332 г. в Укеке побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который отметил, что Укек это город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».
Этот город, как уже отмечалось, был крупным центром. Согласно данным краеведов, Укек был третьим по величине и значению городов Золотой Орды. О масштабности города говорят находки, сделанные археологами: древние амфоры из междуречья, стеклянная шпилька из Древнего Китая или Японии (которые носили только очень знатные особы). Также было найдено несколько захоронений. Например, богатое захоронение женщины в кирпичном склепе. На женщине была надета тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху – парчовый, густо расшитый серебряными нитями халат. На ногах ее были сафьяновые сапожки с острыми, слегка загнутыми вверх носами и мягкими подошвами. Голову погребенной украшала шапа-боттаг (у Марко Полло «бокка»), сшитая из дорогой и имевшая вверху украшенную материей, жемчугом и серебряными золочеными бляшками берестяную трубочку, куда убиралась заплетенная коса. Верх трубочки заканчивался красивым павлиньим пером. На руках женщины были золотые пластинчатые браслеты.
Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. И обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека. Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского областного музея краеведения.
По закону Чингисхана монголы не должны были проявлять неуважение к другим религиям, даже к религиям покоренных народов. О том, что в Укеке свято соблюдали этот закон говорит следующий факт: совсем недавно археологи нашли здесь основание здания, которое было православным храмом или церковью. Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV века. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине её изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила. Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.
От Укека остался и литературный след: в 1930 году на левом берегу Волги, почти напротив Увека, близ селения Терновки (Подгорного), на территории Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья колхозниками, занятыми рытьём котлована для силосной ямы, была обнаружена в земле берестяная коробка, содержащая небольшую рукопись, писанную на берёсте. Рукопись была передана колхозниками в республиканский музей в городе Покровске (с 1931 года — город Энгельс), откуда она была переслана на выставку в Государственный Эрмитаж в Ленинграде.
Впоследствии археологическое обследование этой местности обнаружило там остатки золотоордынского поселения. Также было установлено, что рукопись была извлечена из погребения, датируемого XIV—XV столетием.
По получении рукописи в Государственном Эрмитаже была предпринята реставрация её, заключающаяся в очистке её от земли, расправлении покоробившихся и слипшихся листков и в заделке её в целлулоид. Снятые с рукописи фотографии были переданы специалистам для определения языка, на котором она написана. На основании того, что рукопись была писана уйгурским шрифтом, она была априорно определена сотрудниками Государственного Эрмитажа как уйгурская. Однако, видевшие рукопись тюркологи могли обнаружить уйгурские слова лишь на некоторых фрагментах, значительная же часть рукописи и притом наиболее сохранившаяся была ими признана не уйгурской. После обработки текста было установлено, что значительная часть её содержит монгольский текст.
Находка эта представляет большой интерес, ибо рукопись в первой своей части принадлежит к наиболее ранним памятникам монгольской письменности и к тому же она была обнаружена в Поволжье, то есть на территории Золотой Орды, являясь тем самым первой находкой этого рода.
Рукопись удалось полностью прочитать и перевести, так как оказалось, что текст рукописи содержит стихи. Это несколько облегчило задачу дешифровки, так как, исходя из законов аллитерации, параллелизма и т. д., можно было без особого труда вставить ряд строк и на повреждённые места текста.
Всего рукопись состоит из 25 фрагментов, из которых 19 содержат текст с обеих сторон, а шесть исписаны только с одной стороны. Монгольский текст содержат лишь шесть фрагментов, а остальные образуют уйгурскую часть рукописи.
То, что Укек был крупным торговым городом подтверждает и тот факт, что в нем был свой монетный двор. На монетах были выполнены надписи. Например, на некоторых медных «уналты пул – денга», что переводится как «шестнадцать пулов – денга».
Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.
Центральный район Увека был аристократическим. В нём находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.
Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каналы для её обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.
Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. В них трудились самые разные мастера: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.
Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.
Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Здесь даже имелись христианские церкви и часовни. Были здесь и собственные жилища жителей. Увек считался для своего времени благоустроенным городом, с водопроводом из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.
В южной части города располагался некрополь.
Когда город погиб, точно неизвестно. Существует несколько версий. Есть версия, что Укек погиб в результате того, что сошел сель, т.к. это оползневая зона. Однако, это представляется маловероятным, т.к. город растянулся на несколько километров вдоль Волги на полтора километра «вглубь» правого берега Волги. Наиболее популярная версия говорит о том, что город был разрушен войском Тимура (он же Тамерлан) в 1395 г. Но есть сведения, которые говорят о том, что Укек существовал еще и в 15 веке, т.к. он был отмечен на картах одного космографа Фра-Мауро и на некоторых западноевропейских картах. Кроме того, в Интернете попадаются и статьи, авторы которых утверждают, что они видели монеты Укека, отчеканенные в 15 веке.
Скорее всего, город Тамерланом разрушен не был, но всей Золотой Орде был нанесен колоссальный по мощи удар, вызвавший упадок экономики и развал государства.
Спустя около 200 лет в районе Укека основывается город Саратов. Историки нашли свидетельства современников того времени о том, что в то время они хорошо видели развалины Укека. По некоторым данным, развалины существовали и в 19 веке.
Советская власть всерьез раскопками на Увеке не занималась и в итоге, в 1970 г. вся территория городища Укека была отдана под частную застройку.
Поделиться122016-09-11 08:53:06
Судьба музея, который был создан при школе как краеведческий уголок в 1989 году и располагался с 2003 года на втором этаже детского сада, в настоящее время не определена.
Музей существует до сих пор. Я в нем был около двух лет назад.
https://ok.ru/slyeptsovk/topic/63412102138862
Поделиться132017-08-03 21:30:47
Чириково – село в Турковском районе.
География
Село располагается в восточной части района на живописном холме у Хопра в 14 километрах от Турков и 197 километрах от Саратова. Координаты: +52°6'1", +43°16'43" (G|Y|W). Асфальтированные улицы в Чирикове отсутствуют, от трассы из районного центра в Перевесинку к селу ведёт полевая дорога, что сильно ограничивает связь с внешним миром. В половодье через село ручьями стекают потоки талой воды в Хопёр.История
Село было основано в первой половине XVIII века при родниках, благодаря чему получило название Ключи. Первыми помещиками были Енгалычевы и Кожевниковы, известные своим хорошим отношением к крестьянам. Во время Пугачёвского бунта их не тронули, при том что восставшие казнили целый ряд помещиков окрестных сёл и деревень. В XIX веке за селом закрепилось название Чириково. По наиболее распространённой версии Чириково в XVIII веке было самостоятельным селом, основанным на пожалованных императрицей Елизаветой прославленному мореплавателю А. И. Чирикову землях. Прихопёрские угодия были дарованы также И. Ф. Елагину, участвовавшему вместе с Чириковым во Второй Камчатской экспедиции. Исходя из этих фактов, а также из того, что Чириков скончался в 1748 году, можно определить дату основания села: это 1741–1747 годы. Со временем Чириково и Ключи объединились в один населённый пункт. Супруги Енгалычевы к середине XIX века выстроили в селе православную церковь, после их смерти земли и имение, находившееся в центре Чирикова, перешли к помещице Бутыркиной. Усадьба Кожевниковых с двухэтажным барским домом и парком располагалась чуть в стороне. При ней также работали крупорушка и водяная мельница, для которой были запружены ручьи. В качестве последних землевладельцев села помимо Бутыркиной упоминаются помещицы Болдырева и Мантурова. На момент отмены крепостного права в Чирикове насчитывалось 32 двора, 130 мужчин и 133 женщины. Административно село с одним сельским обществом относилось к Боцманово-Ивановской волости Балашовского уезда Саратовской губернии, на западе пролегала дорога из Балашова в Кирсанов. На момент открытия церковно-приходской школы в 1874 году грамотных в селе было лишь два человека, один из которых был писарем. Уже через два года из-за отъезда учителя в Турки школа закрылась и была возрождена в 1881 году помещиком Кожевниковым, который для неё расширил за счёт пристройки церковную сторожку и закупил все необходимые принадлежности. В 1892 году в Чирикове случился сильный пожар, уничтоживший или повредивший почти все постройки в селе. Усадьбу Енгалычевых в 1896 году купили врач В. Д. Ченыкаев и его родственница М. Н. Обухова. Здесь в 1897 году они открыли бесплатную земскую школу для крестьянских детей, которых помимо обучения кормили и снабжали одеждой, а на Рождество для них устраивали праздничную ёлку. Поместье Кожевниковых было сожжено во время крестьянских волнений 1905–1907 годов. 18 июля 1905 года на дороге из Чирикова в Боцманово было совершено покушение на саратовского губернатора П. А. Столыпина (выстрелы бунтовщиков не достигли цели). В 1910 году в Чирикове проживали 214 мужчин и 203 женщины, всего 71 домохозяйство. Посевов за селом считалось 382 десятины, на которых возделывали рожь, овёс, подсолнечник и просо. Крестьяне держали 85 лошадей, 68 коров и 496 голов мелкого и гулевого скота. На Хопре имелась пристань, к которой буксировались баржи с зерном для помола на чириковской мельнице и отправлялись дальше с мукой в Турки, Аркадак и Балашов. Имелись при Чирикове также пасека и фруктовые сады.Легенды
Главная легенда села связана со временами крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Из поколения в поколение передаётся предание о том, что мятежные наместники братья Ивановы, покидая свою ставку в Чирикове, не увезли награбленное с собой, а спрятали его в гроте (или пещере) в Каменном овраге. При этом богатства были рассортированы на золотые и серебряные, свалены в две лодки и подвешены в них на цепях. Вход в сокровищницу был затем завален большим камнем. Впоследствии этот клад неоднократно пытались найти, но все попытки оставались тщетными.
Ещё одна мистическая история была записана во второй половине XIX века со слов ивановского помещика И. А. Салова. Согласно ей, однажды в постоялый двор возле Чирикова зашёл благообразный седой старик-прасол (торговец скотом). Гость попросил сидельца двора налить ему четверть вина и, осушив её залпом, сказал, что денег заплатить не может, но взамен вознаградит его. Сиделец доверился старику и спросил, какой скот он перегоняет. Тот ответил, что мелкий, и вышел вон. Последовавший за ним сиделец увидел уходящего старика и бежавшее за ним стадо мышей и крыс. В эту ночь с постоялого двора навсегда исчезли все грызуны. Вскоре после этого случая сиделец пошёл к обедне в село и поставил свечку Николаю Чудотворцу. Подняв глаза на образ святого, он вдруг увидел лицо старика-прасола, а на подсвечнике откуда ни возьмись лежали деньги за четверть вина. Стоит отметить, что подобные легенды о волшебных избавителях от мышей и крыс в давние времена были распространены в российской сельской местности, символизируя чудесное избавление от вредителей там, где обычные человеческие методы не помогали.Достопримечательности
Сохранившаяся в Чирикове каменная церковь с колокольней была построена в 1843 году тщанием местного землевладельца князя Василия Васильевича Енгалычева и его супруги Евдокии Фёдоровны. Главный престол храма был освящён во имя иконы Казанской Божией Матери, имелся также отапливаемый придел преподобной мученицы Евдокии. Рядом с церковью впоследствии была возведена часовня-усыпальница Енгалычевых, освящённая во имя священномученика Василия Херсонского. Причт Казанского храма состоял из священника и псаломщика, живших в церковном и общественном домах соответственно. При советской власти храм был закрыт и подвергся разорению, но больших разрушений избежал. В 1990-е годы предпринималась попытка возродить и отреставрировать храм, однако из-за слишком немногочисленного прихода полноценная реконструкция так и не была проведена. Сегодня церковь продолжает пребывать в заброшенном состоянии.
Помимо храма определённый интерес представляет расположенный под холмом святой источник, над которым установлена небольшая деревянная часовня и образована открытая купель.Отредактировано Спартак (2014-03-08 22:49:51)
Храм отреставрирован почти на половину, постоянно проходят службы. Местное казачество за свои деньги купили колокола.
Поделиться142017-08-04 16:34:41
Был я там и искал тоже! Самая ранняя монетка найденная рядом с храмом на монастырском ныне огородике была как раз 1741 года. Матушка Евдокия нам по осини разрешила там поискать.
Вот фотки оттуда...
За алтарем на востоке там пристройка фамильный склеп.
Во времена коммунизма он был разрушен и завален цементом, но сейчас его расчистили и реставрируют.
Кстати судя по метало мусору там долгое время была кузница в начале 20века
Сейчас на территории храма монастырь.
А это там местная приблудная борзая. Чья она и откуда ни кто не знает так и живет сама по себе у них при монастыре.
- Подпись автора
.
За каждой вещью в мире нам слаще гнаться, чем иметь ее. (Уильям Шекспир)
Поделиться162017-08-07 09:50:06
Юрий Викторович, дак это вы там с нами были когда мы второй раз приезжали, когда плиту вместе назад в склеп тащили?
- Подпись автора
.
За каждой вещью в мире нам слаще гнаться, чем иметь ее. (Уильям Шекспир)
Поделиться172017-08-07 21:15:00
Да Анатолий Анатольевич, это я. В сентябре буду в Турках. Планирую в Балашов приехать.
Как профессиональные успехи в этом году? я в июле пытался там походить, да где там, трава в этом году выше крыши.
Как книга понравилась?
Поделиться182017-08-09 09:15:14
Это не Анатолий Анатольевич Это Алексей Анатолич тут не "обитает" он вообще компьютеры не любит.
- Подпись автора
.
За каждой вещью в мире нам слаще гнаться, чем иметь ее. (Уильям Шекспир)
Поделиться192017-08-09 13:42:48
Приветствую, Алексей! А я то думаю, что ж должно было случиться, чтоб Анатолий Анатольевич сайт создал....
Оконфузился... Извините...
Поделиться202017-08-09 16:34:09
Да ничего страшного Нашему форуму уже скоро 10 лет будет Добро пожаловать
- Подпись автора
.
За каждой вещью в мире нам слаще гнаться, чем иметь ее. (Уильям Шекспир)